Главная - Налоговое право - Акт о существенности недостатка

Акт о существенности недостатка


Что касается технически сложных изделий, то для того, чтобы соотнести их статус с комплексом потребительских прав, имеет смысл обратить внимание на 503 статью ГК РФ. Там сказано, что в отношении изделий, которые являются технически сложными и имеют выявленные существенные недостатки, человек вправе потребовать замены, бесплатно отремонтировать или же вернуть товар в магазин с возвратом его стоимости. Можно также отметить, что, в соответствии с 475-й статьей ГК РФ, покупатель выбирает один из вариантов на свое усмотрение.

Недостатки товара в спектре прочих факторов реализации прав потребителя

Причин для того, чтобы вернуть товар или отказаться от оплаты услуг, если следовать положениям законодательства РФ, достаточно много.


Таким образом, полагаем, что наиболее правильной выглядит позиция судов, учитывающая, прежде всего, характер последствий нарушения договора. Такие последствия должны значительно отличаться от ожиданий кредитора от сделки, а сами ожидания — соответствовать рискам от сделки и существующим в конкретной сфере правоотношений обычаям делового оборота. Полагаем, что при определении существенности помимо нарушения основного обязательства по договору, во внимание следует принимать и нарушения второстепенных обязательств, обеспечивающих качество исполнения основного.
Такими нарушениями могут быть, в частности, неуведомление об отгрузке товара, непредоставление отчетности комиссионером, несообщение об утрате предмета залога и т.д. Также степень существенности нарушения зависит от общего ущерба, причиненного должником с учетом всех неисполненных обязательств по договору.
Некоторые юристы отмечают, что в среде российских ритейлеров и производителей товаров постепенно растет уровень правовой культуры.

То есть если покупатель приносит изделие, которое явно неработоспособно, то, как правило, продавец без лишних вопросов выполняет все, что предписывает закон. Однако есть ритейлеры, которые могут, например, воспротивиться желанию покупателя обменять или сдать вещь, заявив о том, что изделие некорректным образом эксплуатировалось — что и предопределило обнаружение существенного недостатка товара. Результат подобных разногласий — обращение в суд. Какова специфика судебной практики в сфере защиты прав потребителей, если речь идет о замене или возврате товаров с существенными недостатками?

Основной фактор, влияющие на решение суда: существенный недостаток товара должен быть зафиксирован независимыми экспертами.

К примеру, смартфон, который периодически самопроизвольно выключается, теряет сеть, или у него залипает кнопка, при неоднократном проявлении хотя бы двух из перечисленных поломок можно вернуть в магазин. Либо автомобиль, в котором периодически проявляются поломки в системе обеспечения торможения, проблемы со светотехникой и приборами освещения, неисправности группы очистки ветрового стекла, вообще запрещается эксплуатировать. И хотя подобные неисправности не являются критическими и подлежат ремонту в условиях ремонтной мастерской, тем не менее, при их неоднократном проявлении можно смело ставить вопрос о возврате автомобиля, его замене с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо требовать безвозмездного устранения неисправности и др.

Критерий проявления недостатка вновь после его устранения вполне понятен.

Вниманиеattention
Постановление ФАС УО от 20.08.2008 по делу N А50-15722/2007 // СПС «КонсультантПлюс».

В литературе в качестве одного из распространенных случаев существенного изменения обстоятельств рассматривают принятие государственными органами акта, затрудняющего или исключающего возможность исполнения обязательств по договору <11. Следует согласиться с такой точкой зрения, поскольку такое изменение обстоятельств сторонами преодолено быть не может, его возникновение от воли сторон не зависело, и оно исключает удовлетворение договорного интереса по крайней мере одной из сторон сделки. ——————————— <11 См.: Чистяков К.Е. Изменение и расторжение гражданско-правового договора: Дис.


… канд. юрид. наук. Томск, 2002. С.

Важноimportant
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 87; Постановление Президиума ВАС РФ от 15.04.2008 N 16732/07 // СПС «КонсультантПлюс». <4 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3. С. 22 — 27. <5 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // Вестник ВАС РФ.

1997. N 7. С. 108.

На существенность нарушения может указывать утрата экономического или иного интереса кредитора к сделке, т.е. того, ради чего им эта сделка заключалась.

ООО «Автоцентр Инком-Липецк» заключен договор купли-продажи автомобиля …, цвет кузова черный, …, на основании которого Кочетов М.В. приобрел данный автомобиль за … руб.

Кочетов М.В. обратился в суд с иском к ООО «Автоцентр Инком-Липецк» с требованием расторгнуть договор купли-продажи транспортного средства от 26 октября 2008 г., взыскать с ответчика в его пользу … руб. — стоимость автомобиля с учетом разницы между ценой товара по договору и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения, взыскать неустойку за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя, начиная с 15 мая 2010 г. по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда в размере … руб., указывая, что во время эксплуатации приобретенного у ответчика автомобиля в период гарантийного срока неоднократно выявлялись различные недостатки, которые требовали устранения.

Как результат — товары могут возвращаться в магазины чаще (соответственно, судебных споров будет больше). Это может предопределять некоторый дисбаланс в отношении принципа соразмерности требований истца к ответчику, соблюдение которого — важнейшее условие стабильного функционирования правовой системы.

Вернуть или обменять товар: судебная практика

Мы определили, что права российских потребителей в отношении покупки некачественного, имеющего существенные недостатки, товара в достаточной мере защищены законом. Однако как обстоят дела с правоприменительной и судебной практикой? Мнения различных экспертов касательно данной области правоотношений очень несхожи.

О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей».

Так, под неустранимостью недостатка товара подразумевается невозможность привести товар в соответствие с условиями договора или закона путем проведения мероприятий по устранению дефекта. Иными словами, товар не подлежит ремонту.

Как правило, это выход из строя дорогостоящей детали, без которой функционирование товара невозможно, или производственные дефекты, которые невозможно устранить в путем ремонта (неустранимый дефект лакокрасочного покрытия автомобиля, поломка материнской платы ноутбука и др.).

Когда стоимость ремонта вещи приближается к ее полной стоимости, либо вообще ее превышает, то в этом случае можно говорить о несоразмерности расходов на устранение недостатка товара.

Для каждого вида сделок степень существенности заблуждения определяется исходя из сложившихся в обороте обычаев, исходя из природы сделки, под которой понимается ее содержание, существенные условия, основные характеристики. Если лицо желало заключить одну сделку, а в итоге дало согласие на заключение другой, такое заблуждение может быть признано существенным. Причем ГК РФ не исключает, что оно может быть основано в том числе на незнании закона.

Вместе с тем, полагаем, что неправильное представление лица о его правах и обязанностях по заключенной сделке не является основанием для признания ее недействительной в силу существенного заблуждения, поскольку по общему правилу законы должны быть известны каждому участнику гражданского оборота. Следующим правовым явлением, оцениваемым с помощью понятия существенности, является изменение обстоятельств.
Так, например, потребитель может воспользоваться правом не выполнять свою часть договора купли-продажи или оказания услуг, если:

  • продавец не предоставил достоверной информации об изделии (работе, сервисе);
  • ритейлер продал некачественный товар (оказал низкоквалифицированный сервис);
  • продавец нарушил сроки передачи товара, который был оплачен предварительно.

Также можно отметить, что покупатель или клиент имеют право отказаться от выполнения своей части договора с поставщиком не только в силу нарушений своих прав, но также и в силу некоторых субъективных причин (которые, в частности, изложены в статьях 25 и 26.1. Закона «О защите прав потребителей»).

Инфоinfo
Шершеневич полагает, что влиять на силу сделки заблуждение может только в случаях, когда оно настолько существенно, что выявляет полное несоответствие между изначальным желанием лица, и тем, на что была обращена его воля в действительности. Иными словами, заблуждение будет считаться существенным в том случае, если есть основание полагать, что совершивший сделку не заключил бы ее, если бы знал все обстоятельства <8. ——————————— <7 Иоффе О.С. Советское гражданское право. М.: Юрид. лит., 1967. С.

281. <8 Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. С. 154 — 155.

При этом заблуждение, чтобы быть признанным существенным, должно касаться предмета или характера сделки.

Любое изменение обстоятельств так или иначе оказывает влияние на исполнение обязательств по договору, которые по общему правилу должны исполняться надлежащим образом. Вместе с тем, в соответствии со ст. 451 ГК РФ если такое изменение носит существенный характер, оно может послужить основанием для одностороннего изменения или расторжения договора. Существенным в таком случае будет считаться такое изменение обстоятельств, при котором они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Ссылаясь на ст. 451, п. 6 ст. 709 ГК РФ, посвященной договору подряда, в качестве существенного изменения обстоятельств указывает на существенное возрастание стоимости оборудования и материалов, предоставленных подрядчиком, а также стоимости услуг, оказываемых подрядчику третьими лицами.
Бесплатная консультация по телефону

Несоразмерные затраты времени – это когда на ремонтные работы затрачивается больше времени, чем стороны оговорили письменным соглашением, при том, что это время не может составлять более 45 дней. Если же письменного соглашения относительно данных сроков нет, то нужно исходить из того, сколько времени обычно требуется для устранения недостатка такого рода товаров.

Неоднократное выявление недостатка следует отличать от проявляющегося вновь после мероприятий по его устранению.

В первом случае речь идет о случаях, когда в товаре более одного раза обнаруживаются разные неисправности, и каждый из них делает вещь непригодной к использованию по назначению, или эксплуатация вещи недопустима в целях безопасности.

И не обязательно должны иметь место серьезные поломки, это могут быть и мелкие неисправности.

Таким образом, существенное изменение обстоятельств влечет создание дисбаланса договорных отношений, последствием которого являются имущественные потери, лишающие смысла саму сделку, заключенную при других условиях действительности. Обратим внимание, что признак существенности широко применяется и в других подотраслях гражданского права. Например, если говорить о корпоративных правоотношениях, то в п.
7 ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что при разрешении спора об обжаловании решения, принятого общим собранием акционеров с нарушением закона и устава общества, суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если, в частности, допущенные нарушения не являются существенными. А в ст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *